На выставке собраны работы выдающихся русских художников, обращавшихся к евангельской тематике, писавших картины на библейские и исторические темы, создававших иконы и росписи храмов
М. Искрицкий. «Введение во храм девы Марии», 1730.
Фото
пресс-служба выставки
В экспозицию войдут 43 произведения выдающихся мастеров русской школы живописи — Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Нестерова, Виктора Васнецова, Тимофея Неффа, Дмитрия Стеллецкого, и работы менее известных для широкого круга любителей искусства художников из частных собраний.
Б. Анисфельд. «Пьета», 1958.
Фото
пресс-служба выставки
Предшественником русской живописи на религиозную тему было иконописание, на протяжении многих веков остававшееся ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века. В царствование Петра I появилась мода на светскую и религиозную живопись, сформировавшуюся под влиянием западноевропейского искусства.
П. Петровичев. «Интерьер церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода», 1911.
Фото
пресс-служба выставки
Одним из важных событий в русской художественной культуре второй половины XVIII века стало открытие в 1757 году Академии художеств, которая играла значительную роль в подготовке художников. Сюжеты картин на библейские темы часто предлагались выпускникам Академии в качестве конкурсных работ. К тому же с первой половины XIX века активно начали строить новые храмы, для которых создавались росписи и иконы.
Г. Семирадский. «Христос у Марфы и Марии», конец XIX века. Холст, масло.
Фото
пресс-служба выставки
С. Милорадович. Реставрация Успенского собора Московского Кремля, 1914–1918.
Фото
пресс-служба выставки
С. Милорадович. Реставрация Успенского собора Московского Кремля, 1914–1918.
Фото
пресс-служба выставки
Творчество художников второй половины XIX-начала ХХ века Ильи Репина и Василия Поленова занимает особое место в истории русского религиозного искусства. В их работах классический академизм сочетается с поисками реалистического художественного языка передвижников.
Религиозная живопись Репина (1844–1930) известна меньше, чем другие его произведения. Но к этой теме он обращался не раз и выполнил множество картин на евангельские сюжеты: «Воскрешение дочери Иаира», «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима», «Николай Чудотворец из Миры в Ликии освобождает от смерти трех невинно осужденных», «Тайная вечеря» и многие другие. В 1886 году появляется цикл картин Репина, который он назвал «Евангельские сюжеты».
И. Репин. «Взятие Христа под стражу».
Фото
пресс-служба выставки
Василий Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. Обращаясь к евангельским сюжетам, он стремился переосмыслить их традиционное, академическое изложение, заострить нравственную проблематику. Его картины «Воскрешение дочери Иаира», «Христос и грешница», этюды из путешествий на Святую землю вошли в сокровищницу русского искусства. Задумав цикл «Из жизни Христа», Поленов в 1899 году отправился на Ближний Восток, чтобы собрать материалы для реализации своего замысла.
В. Поленов. «Утром, вставши рано», 1909.
Фото
пресс-служба выставки
В 1880-е годы начался переход от историзма и неорусского стиля к эстетике модерна. Росписи стен и иконы Виктора Михайловича Васнецова и Михаила Васильевича Нестерова, исполненные для Владимирского собора в Киеве, повлияли на развитие религиозного искусства 1900-х годов.
В начале XX века русское искусство начало резко меняться, пересматривая устоявшиеся каноны. Многие художники-авангардисты обращались к христианским образам и евангельским сюжетам. Примером тому служат работы «Рождество Христово» Бориса Смирнова (1881–1954) и «Брак в Кане Галилейской» — единственная сохранившаяся картина Людмилы Андреевны Прудковской (1889–1918), сестры знаменитой художницы-авангардистки Надежды Андреевны Удальцовой (1886–1961).
Борис Смирнов. «Рождество Христово», 1910-e годы. Бумага, гуашь, акварель.
Фото
пресс-служба выставки
А. Коновалова. «Херувимская», 1900-е годы.
Фото
пресс-служба выставки
После Октябрьской революции 1917 года многие художники уехали из страны. На выставке представлено несколько работ художников-эмигрантов. Это три картины с изображением Богоматери Марии Васильевой (1884–1957) — одной из самых ярких представительниц «Парижской школы». Икона «Святая мученица Феврония» была написана Дмитрием Стеллецким (1875–1947) в память о Февронии Павловне Нарышкиной, урожденной княжне Орбелиани (1852–1930).
Когда: 27 сентября — 17 ноября 2024 года
Где: Тверь, Тверская областная картинная галерея
М. Васильева. «Благовещение», 1931.
Фото
пресс-служба выставки
М. Васильева. «Богоматерь», 1934.
Фото
пресс-служба выставки
Елена Игумнова