В России хранятся первоклассные картины и рисунки фламандских художников во главе с Франсом Снейдерсом. ГМИИ им. А. С. Пушкина объединил их работы в новом выставочном проекте
Франс Снейдерс. «Натюрморт с лебедем», 1640-е годы.
Фото
пресс-служба выставки
Экспозиция включает работы и знаменитых, и малоизвестных мастеров, это помогает более полно отразить этапы развития фламандского натюрморта в XVII веке, погрузиться в смысловую многозначность и скрытый символизм живописи того времени. А заодно посмотреть на преемственность поколений в истории художественного коллекционирования в России.
Ян Давидс де Хем. «Натюрморт с лангустом», 1640-е годы.
Фото
пресс-служба выставки
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи сформировался только в XVII веке. Сам термин появился позже во Франции, а в Нидерландах использовалось понятие stilleven, дословно означающее «неподвижная жизнь». В старинных инвентарях коллекций и аукционных распродаж картин, а также в нотариальных актах речь может идти, например, просто о «вазе с цветами» (een blompot), «завтраке» (ontbijtje), «фруктах» (fruitje), «охотничьих трофеях» (jachtje) или об «атрибутах мирской суеты» (vanitas vanitatis). Авторы этих композиций сосредотачивались на тех «поджанрах», в которых они чувствовали себя наиболее уверенно.
Эйкенс Франс, Квеллин Эразм II. «Мадонна с Младенцем, окруженные цветами», 1662.
Фото
пресс-служба выставки
Петер ван дер Виллиге. «Аллегория бренности», вторая половина XVII века.
Фото
пресс-служба выставки
Сегодняшние зрители воспринимают натюрморты иначе, чем современники той эпохи. Все вещи и явления окружающего мира казались им наделенными глубоким внутренним смыслом. Каждый предмет мог иметь несколько обличий в зависимости от аспекта восприятия (морально-назидательного, любовно-эротического или философско-теологического) и от степени образованности конкретного зрителя.
В каждом натюрморте подбор вещей обычно не был подчинен определенному сюжету, поэтому картина может заключать в себе множество значений (как положительных, так и отрицательных, часто — взаимоисключающих).
Ян ван Кессель. «Цветы в стеклянной бутыли», XVII век.
Фото
пресс-служба выставки
Неизвестный мастер. «Устрицы и зеркальные карпы», середина XVII века.
Фото
пресс-служба выставки
Помимо Фландрии, в Европе XVII века были и другие центры развития натюрморта — Германия, Италия, Испания. Но именно фламандцы чаще всего выступали с новыми творческими идеями и оказывали влияние на своих соседей.
Франс Снейдерс — один из главных представителей жанра в то время. Он известен своим мастерством в передаче материального мира: в изображении охотничьих трофеев, разнообразной дичи, кухонь, рынков и торговых лавок.
Ян Баптист ван Муркерке.«Натюрморт с зайцем», вторая половина XVII века.
Фото
пресс-служба выставки
На выставке зрители смогут не только увидеть «классического» Снейдерса, но и проследить за эволюцией одного из самых известных мастеров натюрморта XVII столетия. Самой ранней из его работ в экспозиции станет «Натюрморт с устрицами и куропатками», дающая представление об истоках искусства великого фламандца.
Говоря о творческом пути Снейдерса, нельзя не упомянуть и картину «Статуя Цереры» из Государственного Эрмитажа. Написать в ней гирлянду из плодов и цветов художника пригласил его прославленный коллега — Питер Пауль Рубенс.
Франс Снейдерс. «Рыбная-лавка», около 1616.
Фото
пресс-служба выставки
Произведения современников и последователей Ф. Снейдерса дополняют экспозицию и показывают основные этапы развития фламандского натюрморта, многообразие его типов, все многоголосие авторских манер крупнейших мастеров. Кроме известнейших образцов жанра, публика увидит и такие редкие памятники, как единственная в мире подписная работа Николаса Каве.
Неизвестный мастер. «Натюрморт с красным попугаем, XVII век.
Фото
пресс-служба выставки
Петер ван ден Бемден. «Натюрморт с охотничьими трофеями», вторая половина XVII века.
Фото
пресс-служба выставки
Важной частью экспозиции станут рисунки. Многие натюрмортисты писали сразу с натуры и не оставили никаких подготовительных работ. Однако, когда композиция подразумевала изображение живых существ — собак, кошек, птиц, — художники заранее делали с них наброски и этюды: они не создавались для продажи, а были предназначены для отработки материала.
Еще одна из тем, которые затронет выставка, — трехсотлетняя история коллекционирования фламандской живописи в России. Помимо столичных и региональных музеев, экспонаты предоставят два частных собрания. До сих пор эти произведения были мало известны публике.
Буль Ян Баптист. «Натюрморт с петухами и кроликами», 1680-е годы.
Фото
пресс-служба выставки
В рамках интерактивного погружения в творчество Франса Снейдерса, Sber Metaverse Tech разработан иммерсивный опыт в дополненной реальности к выставке и AR-инсталляция на входе в Главное здание музея.
В рамках инклюзивной программы пройдут экскурсии на жестовом языке; посетителям станут доступны тактильные реплики экспонатов. А в декабре пройдет XLIII Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», тематически связанный с выставкой.
Когда: 8 октября 2024 — 26 января 2025 года
Где: Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина
Гаспар Петер II Вербрюгген. «Цветы в каменной вазе», 1710-е годы.
Фото
пресс-служба выставки
Елена Игумнова